Главная > Здоровье > Ответ диетолога на мою статью о вреде льняного масла

Ответ диетолога на мою статью о вреде льняного масла

Всё началось с того, что я написал статью О маслах и жирных кислотах. Омега 3. Вред льняного масла и альтернативы.

Хотя нет, на самом деле всё началось с того, что я покупал льняные масла, и большая часть из них была испорчена. Это побудило меня разобраться в вопросе.

Сегодня на мою статью поступил ответ от врач-диетолог, фитотерапевт «Компаса Здоровья» Г. Гордуновская. К сожалению её полного имени я не знаю. Ниже приведён полный текст ответа, а затем некоторые мои комментарии:


 

Дима, Здравствуйте. Прочитала статью Д Стефанцова. Очевидна ангажированность автора. Он активно продвигает сливочное масло (см 1-й абзац статьи), уверяя, что сливочное масло представленное в наших магазинах, натуральное. Это не так, хоть и регламент на масло жировую продукцию введён, сливочное масло на прилавках магазинов содержит пальмовое масло. Антон Привольнов, ведущий передачи контрольная закупка, более авторитетный эксперт, чем Д. Стефанцов. Да, в сливочном масле есть омега 3, но большая часть молочного жира – это насыщенные жирные кислоты (таблицу по жирнокислотному составу высылаем. Сливочное масло – это тоже самое, что молочный жир.). В России более 50% населения имеют избыточный вес и сосудистые проблемы. Врачебные рекомендации для этих людей однозначны: насыщенные жиры усугубляют ситуацию и сливочное масло требуется не более 5г (а не столовая ложка, как ДС рекомендует) 1-2 раза в неделю.

Автор недвусмысленно «двигает» горчичное и рыжиковое масло вполне определённой фирмы и умалчивает, по незнанию о том, что российское рыжиковое масло содержит эруковую кислоту. Она вредна для сердечной мышцы. В Европе рыжиковое масло производят из специальных безэруковых сортов рыжика. В России такого рыжика нет. На этикетке рыжикового масла содержание эруковой кислоты должно быть указано обязательно. Иначе это техническое масло, за рубежом оно идёт для биотоплива.

Ссылки Д.С Стефанцова только на википедию, как единственный источник некорректны – слишком много там уже вкралось ошибок. И пример тому — таблица в статье Д Стефанцова. Графы «линолевая» и «линоленовая», судя по цифрам, местами перепутаны. Из приведённой таблицы следует, что в льняном масле линоленовой (Омега 3) 25%, а линолевой (Омега 6) до 62%. Всё как раз наоборот.

Те нормы потребления, на которые ссылается ДС, — для здоровых людей. Но где они, такие люди? При проблемах с сердцем и сосудами, особенно в сочетании с артрозами и варикозом, запорами, потребность резко возрастает. Эскимосы Аляски съедают до 13г Омега 3 в сутки. ДС советует населению употреблять по столовой ложке свиного жира или сливочного масла ежедневно. Сомнительно, что бы им руководило желание принести пользу.

Рыба, как источник Омега 3, годится только свежая и дикая. Омега 3 – термонестабильное соединение. Много ли у нас людей, которые рыбу едят сырую и свежую? ДС опять выглядит дилетантом. Выращивают рыбу на примексах и жирнокислотный состав меняется в пользу мононенасыщенных жиров. В такой рыбе много антибиотиков и фосфатов. Не слушайте ДС!
ДС пугает, что льняное масло окисляется при нагревании, правильно. Только ни один человек, заботящейся о здоровье, и не подумает жарить. Этого не надо делать вообще.

Историческая справка, до 1773 года (появления первого завода подсолнечного масла) в России и во всей северной Европе, 250 дней в году ели конопляное и льняное масло. Остальные дни были скоромные, когда на столах было и сливочное и льняное масло. Наши предки ошибались в течение нескольких тысячелетий?

Критерии оценки качества льняного масла у ДС очень произвольно. Посылаем Вам стандартные критерии.

Ощущение рыбного запаха – не критерий. Его чувствуют люди с проблемной печенью и те, кого в детстве насильно кормили рыбьим жиром.

Ссылки на заграницу тоже не корректны, в Канаде существует канадская национальная программа «Лён – ресурс сохранения национального здоровья» (Ванкувер 1999г). В Корее (наш директор был там 2 года назад) повсеместно стоят автоматы, можно насыпать небольшую порцию льняных семян и тут же получить порцию льняного масла. Год назад была в Германии. Льняное масло стоит во всех биомаркетах.

По поводу вкуса естественная горечь – свойство всех масел. Попробуйте настоящее оливковое (неоднократно ела его в Италии и Израиле) – оно с горчинкой.

Вообще ДС пытается прорекламировать сливочное, горчичное и рыжиковое масло, опровергая уже доказанные истины и пугая: «Надеюсь, мне удалось достаточно вас напугать?» Не удалось. Потому, что ДС многого не знает, а за нами – знание, вышедшая монография и успехи в оздоровлении целой «армии» правильно питающихся и думающих людей.

С уважением, врач-диетолог, фитотерапевт «Компаса Здоровья» Г. Гордуновская


 

Дима Стефанцов:

Здравствуйте, Г. Гордуновская. В первую очередь мне хочется поблагодарить вас за то, что вы не только прочитали мою статью, но и нашли время прокомментировать её. Мне показалось, что столь подробный ответ заслуживает того, чтобы с ним могли ознакомиться все читатели блога.

Ниже я отвечу на некоторые реплики.

 

ГГ: «Очевидна ангажированность автора. Он активно продвигает сливочное масло»

ДС: Да я, так меня, просто сливочный магнат! -)

Мне можно приписать глупость или доверчивость, но никакой прямой материальной заинтересованности с моей стороны тут нет, и никогда не будет в моём блоге. Я пишу то, что думаю. И подкупить меня нельзя. (грубо говоря за миллион долларов я может быть и готов написать не-своё мнение, но столько мне никто не заплатит; я очень высоко ценю доверие моих читателей и подписчиков)

 

ГГ: «уверяя, что сливочное масло представленное в наших магазинах, натуральное»

ДС: Вы недостаточно внимательно читали. Я опровергаю доказательства, что оно ненатуральное, основанные на консистенции и температуре плавления. «Не доказано что фальсификат» =|= «доказано что не фальсификат».

Приведу цитату из статьи:

не доказано что сливочное масло поддельное

Но я действительно утверждаю, что намного больший реальный вред принесёт переживание по этому поводу, чем употребление даже чистого маргарина.

Отсюда следует, что именно вы, Г. Гордуновская, вредите здоровью читающих вас и начинающих беспокоиться людей сильнее, чем даже возможные нечестные молочные комбинаты.

 

ГГ: «В России более 50% населения имеют избыточный вес и сосудистые проблемы. Врачебные рекомендации для этих людей однозначны: насыщенные жиры усугубляют ситуацию и сливочное масло требуется не более 5г (а не столовая ложка, как ДС рекомендует) 1-2 раза в неделю.»

ДС: Мы почему-то отклонились от темы льна. Но раз вы хотите, я с удовольствием отвечу и про избыточный вес.

Избыточный вес возникает исключительно из-за избыточного потребления калорий. Против закона сохранения энергии надеюсь мы не пойдём с вами. Растолстеть можно хоть на сливочном масле, хоть на льняном, хоть на каком. Вы в этом разбираетесь лучше меня, вы — диетолог. И я уверен вы понимаете, что баланс насыщенных и ненасыщенных жирных кислот — это замечательно, но в первую очередь на ожирение влияет именно общая калорийность.

Кстати насколько мне известно, сосудистые проблемы — из-за недостаточного потребления белка и низкого уровня физической активности (и как следствие — низкого уровня гормонов). Если хотим думать о здоровье сосудов — в первую очередь мы должны думать не о жирах, а о белках и спорте. А мы говорим о жирах.

 

ГГ: «ведущий передачи контрольная закупка, более авторитетный эксперт, чем Д. Стефанцов»

ДС: Я не эксперт. Моим читателям я предлагаю первую очередь полагаться на собственный мозг и логику, а не на звания. И предоставляю для этого все необходимые данные.

Но и популярным телепередачам я бы не стал доверять. Там по соседнему каналу тоже экстрасенсов показывают, и не краснеют.

 

ГГ: «Автор недвусмысленно «двигает» горчичное и рыжиковое масло вполне определённой фирмы и умалчивает, по незнанию о том, что российское рыжиковое масло содержит эруковую кислоту.»

ДС: Ну во-первых не по незнанию — про эруковую кислоту читал, когда изучал вопрос горчичного масла. Вот что о ней говорит википедия:

Эруковая кислота, согласно данным, полученным в 1970х годах на крысах, вызывает нарушения сердечно-сосудистой системы, инфильтрацию скелетной мускулатуры и миокарда, цирроз печени. Данных о негативном влиянии на человека нет, но в ряде стран существуют ограничения или запреты на содержание эруковой кислоты в маслах.

Повторяю, «данных о негативном влиянии на человека нет». Причём в горчичном масле её могло быть 20-30 до 50+%, его употребляли в больших объёмах — и тем не менее никакого вреда не было замечено.

В рыжиковом же масле эруковой кислоты менее 3%. Так что если уж она не вредит в количестве 50%, с чего вдруг она будет вредить в количестве 3%?

Перестаньте пугать людей.

Во-вторых, я не продвигаю продукцию фирмы Сарепта. Для себя я покупаю именно эти масла, именно они мне нравятся — поэтому именно про них и пишу, их рекомендую. Они «купили» у меня рекламу своим отличным качеством и вкусом. Я голосую рублём не только в отрицательную сторону, но и в положительную.

горчичное-масло-сарепта-бутылка рыжиковое-масло-сарепта-бутылка подсолнечное нерафинированное масло Кубаночка

(вот заодно моё подсолнечное; ничего сверх-выдающегося, но вроде вкусное, ем его)

 

ГГ: «Графы «линолевая» и «линоленовая», судя по цифрам, местами перепутаны. Из приведённой таблицы следует, что в льняном масле линоленовой (Омега 3) 25%, а линолевой (Омега 6) до 62%. Всё как раз наоборот.»

ДС: Это действительно так. Непорядок. Спасибо, Г. Гордуновская!
Там ещё и сумма процентов бывает больше 100 =\

Это несколько меняет приводимую мной математику и расставляет всё на свои места: почему говорят, что льняное масло источник омега 3 №1, хотя в рыжиковом вроде бы больше. Получается, в рыжиковом масле омега 3 ПНЖК чуть меньше.

Получается, сливочным маслом уже не так просто восполнить суточную потребность омега 3, тем более принимая во внимание тот факт, что в английской википедии ему приписывают не 5% омега 3, а всего 1%.

razlichiya-rastitelnih-masel-jirnie-kisloty

 

ГГ: «Эскимосы Аляски съедают до 13г Омега 3 в сутки.»

ДС: Тактично умолчим о том, что эскимосы вообще феноменальные люди, и сильно отличаются от нас, европейцев?

Их рацион по БЖУ кардинально не похож на рацион европейца: они самую значительную часть калорий в пище получают именно за счёт жиров, и при этом чувствуют себя отлично.

До 35-40 % процентов калорий в эскимосской диете получаются из белков, а 50-75 % — из жиров.

А вот некоторые блюда эскимосской кухни:

Кивиак
Кивиак — праздничное блюдо: в шкуру тюленя помещают около 400 чистиков [такие птички похожие на пингвинчиков - прим. Дима], выпускают из шкуры воздух, запечатывают её салом и помещают в землю под пресс (камень) на 3—18 месяцев. Ферментированную птицу достают, снимают перья (иногда с кожей) и употребляют мясо в пищу.

 

Игунак
Игунак — моржовая туша (может принадлежать также другим морским млекопитающим или оленю), оставленная в болоте или земле для ферментирования и частичного разложения. Как и кивиак, из-за содержания трупного яда смертельно опасно для людей, в чьих культурах подобные блюда отсутствуют.

Если бы мы питались так, мы не были бы здоровыми. Если бы они питались как мы — они не были бы здоровыми. Мы с ними — разные люди. Почему же вы приводите их в качестве примера диеты?

эскимосы едят мясо и пьют кровь
(в чашке — кровь)

 

ГГ: «Наши предки ошибались в течение нескольких тысячелетий?»

ДС: Я не знаю, на какую аудиторию вы рассчитываете своим текстом, но этот момент — уже перебор.
Оставлю любопытному читателю самому разобраться, какой диалектический приём использует Г. Гордуновская и почему вам не следует «вестись».

 

ГГ: «Ощущение рыбного запаха – не критерий.»
ГГ: «По поводу вкуса естественная горечь – свойство всех масел.»

ДС: Вот именно, ИМЕННО по причине повсеместной распространённости подобных описаний я и написал статью.

Да, действительно, горчинка может присутствовать. Как объясняют честные производители льняных масел — к льняному семени может, например, попасть немного полыни и горчить. Не страшно.

Даже слабый-слабый рыбный аромат — тоже не так уж страшно.

Но когда масло горчит аж противно — ЭТО ИСПОРЧЕННОЕ МАСЛО! НЕ УПОТРЕБЛЯЙТЕ ЕГО!

Кроме того я описываю, как поставить эксперимент самому: купите много льняных масел в разных местах, до тех пор, пока вы не найдёте не смертельно-горькие, а безвкусные и ароматные, приятные.

И храните эти масла.

Нюхайте и пробуйте их небольшими порциями с течением времени.

И вы заметите, как вместе с истечением срока хранения — усиливается рыбный запах. Как возникает та самая невыносимая горечь.

И тогда вы сами уже сможете понять, какое перед вами масло — испорченное или свежее. И если перед вами действительно свежее льняное масло — то ешьте его с удовольствием, оно полезно!

Но ни в коем случае не верьте слепо в «пользу» горького испорченного льняного масла. Потому что льняное масло — это как железнодорожный вокзал. Зона повышенной опасности. Очень быстро портится (так быстро, что если им пропитать сухие тряпки, они могут самовозгореться; это химия, 9 класс), а значит если вы хотите его есть — вам жизненно важно уметь отличать испортившееся и вредное масло от свежего и вполне полезного.

Ну а т.к. у большинства людей не будет времени или денег, чтобы разбираться и ставить эксперименты, я даю совет «обходить льняное масло стороной». И на железнодорожные вокзалы не ходите, если не разбираетесь, где пути с поездами, а где безопасные платформы.

Обсуждение

avatar

Лана
Лана
2016.07.25 10:03

Я с вами согласна полностью. Начитавшись о пользе льняного покупала его и в аптеках, и в магазинах , в результате так не смогла переносить эту горечь.Зачем себя мучить. А по ценам то как дорого . А масло рыжика и горчичное ела с удовольствием, у них приятный травяной вкус. Я вычитала..что масло рыжика можно хранить до года. Как то попробовала на язык остатки из бутылки и почувствовала рыбий привкус…окислилось.значит ость там Омега 3.

Erra
Erra
2016.08.02 11:06

подсолнечное надёжнее всего!

елена
елена
2016.11.02 15:31

Согласна с автором ,диетолог перегибает палку .Особенно про эскимосов ,тоже читала о том как они питаются ,у них там олени в мерзлоту закопаны веками на «черный день» .Так они едят и ничего ,а нам смерть .Я считаю .на вкус и цвет товарищей нет,кому что нравится .Если человек питается умеренно ,то полезно все ,что в рот полезло .А если жрать то тут уж и чего говорить .Вот например я ,каждый день масло сливочное не ем ,но раз в полгода могу купить пачку и слопать с хлебом за пару дней,так охота сил нет,а так лежит в холодильнике и пофиг.Или сами знаете ,захочеться сала с чесночком ,устроишь себе пир и все.живешь потом спокойно еще год.Льняное масло пробовала ,но не понравилось ,в основном «вонючее» наше подсолнечное и оливковое дома .А диетологи только людям головы морочат ,это их хлеб.Самое главное -умеренность . Ведь обжорство -это грех . Я согласна с автором ,чем плохо то сливочное масло ?Ведь говориться о натуральном ,а не о подделках .Да люди не ложками его едят ,а по немногу. Вред думаю ,больше от углеводных сладостей,в которые сейчас пихают черте чо.Да фаст фуд .У меня мама была сладкоежкой ,так в советское время не было этого всего изобилия химического , так и вес у нее был в норме .И халву покупали и зефирки ,торты те же были на масле сливочном ,и жиробасов было раз два и обчелся .

Инна
Инна
2017.10.02 13:41

Все сугубо индивидуально. Моя семья ,в том числе ребёнок (на тот момент 9месяцев) вернее пил льняное масло ложками. И совершенно отказывался от сливочного. Примерно с 4 до 7лет больше нравилось ребёнку сливочное. А теперь я снова заставляю съесть хотя бы немного сливочного масла, хоть изредка. Тогда как льняное в холодильнике долго не задерживается . Выпивается без моего ведома!!! Примерно 4ст.л. ,но не менее 2 столовых ложек в день только одним моим ребёнком.

У меня были большие проблемы с
ногтями и волосами. Хотя я как и
автор считала что много масла нельзя употребляла не более столовой
ложки в день . После того как стала 2столовых ложки(как мой ребёнок) смешивать с творогом. Ногтевая пластина стала крепкой, волосы стали расти. И честно говоря,по вкусу мне его очень даже хочется. В моем случае диетолог прав! А вы Дмитрий,простите,но наводите напраслину на хороший продукт.
Уж извините!

Дима Стефанцов
Дима Стефанцов
2017.10.02 14:50

Инна, здравствуйте. Всё верно говорите, масло можно употреблять в любых вменяемых количествах, не обязательно ограничиваться одной ложкой.

Основная мысль, которую я пытаюсь донести. Не ешьте масло, если оно вам не нравится.
Большинство льняного масла, которое пробовал я, и о котором я расспрашивал своих знакомых — ПРОДАВАЛОСЬ УЖЕ ИСПОРЧЕННЫМ! На вкус такое испорченное льняное масло горькое, противное, может быть першит в горле от него.

Вот такое, противное масло — НЕ ешьте, не думайте, что оно полезно. Оно вредно.
Если льняное масло вкусное — ешьте на здоровье, это полезно.

Инна
Инна
2017.10.02 13:44

Да! О национальности. Мы светло-русые и голубоглазые европейцы!

wpDiscuz