Погружение в виртуальную реальность

Виртуальная реальность интересовала меня с 1996 года, когда у бати на работе перед началом игры в Magic Carpet можно было выбрать контроллеры: мышку и клавиатуру, или шлем виртуальной реальности и джойстик. Второго варианта у меня, само собой, не было, но было интересно.

Выбор контроллера в игре Magic Carpet

Шлем виртуальной реальности в игре Magic Carpet

 

Сейчас прошло больше 20 лет и Время Пришло. Сейчас. Наконец-то я попробую виртуальную реальность.

Насколько я понимаю, сейчас действительно пришло время. Не только для меня, но и для всех интересующихся. Минимальный комплект VR стоит всего $400, судя по отзывам — прекрасно работает, и мощностей современных видеокарт должно хватать.

Я глубоко погрузился в тему VR, если вы такой же новичок как и я, уверен собранная мной информация будет вам полезна.  Если вы не новичок — ну, а вдруг вам это только кажется? :)

 

Выбор системы VR

Есть несколько разных систем: Oculus Rift, HTC Vive, Windows Mixed Reality. В этом вопросе у меня нет авторитета и глубокого знания,  но насколько я понял, стандарт — Oculus Rift. У него на данный момент лучшие контроллеры. Он дёшево стоит, всего 400 долларов. На него вроде как больше всего игр. Да и банально к Microsoft нет совсем никакого доверия, и HTC просто одна из компаний. А вот Oculus Rift — это фейсбук. Это большие ребята, и именно про их хедсет я слышал на протяжении многих лет. Остальные имена узнал только когда начал интересоваться. Вот так работает реклама и публичность ;)

В мире Oculus опять же проще разобраться, нет такого дикого дробления, где куча разных хедсетов от какого-нибудь Acer. Это как Apple от VR: вот тебе хедсет, он хороший, пользуйся. Спасибо, фейсбук!

Поэтому я останавливаюсь на Oculus Rift.

Характеристики Oculus Rift

  • Разрешение 1080×1200 на каждый глаз. То есть 2160*1200.
  • Нужно 90 fps.
  • Угол обзора 110 градусов.
  • Выпущен на рынок 2016.03.28.
  • Есть встроенные наушники.
  • Подключается через HDMI 1.3 + USB 3.0, плюс по дополнительному порту USB 3.0 на каждый сенсор.
  • В комплекте 2 сенсора. Рекомендуется иметь 3. Можно задуматься о 4 и даже большем количестве сенсоров. Значит нужно 3-5+ портов USB 3.0.
  • В комплекте два контроллера Oculus Touch.

Официальные системные требования Oculus Rift

Минимальные:

Минимальные системные требования Oculus Rift

 

Рекомендуемые:

Рекомендуемые системные требования Oculus Rift

Зачем нужны именно USB 3.0?

Датчикам нужно много пропускной способности, чтобы передавать изображение. Если вставить датчики в USB 2.0, изображение от датчиков тоже будет передаваться, но в сжатом виде. А это может ухудшить трекинг.

Где взять столько USB 3.0?

Хороший вопрос. Сложный. Грубо говоря, вам нужна PCI Express карта с дополнительными портами USB 3.0. Подробнее, с пропускными способностями и напряжениями, читайте в моей статье Дополнительные USB 3.0 порты для Oculus Rift: пропускная способность, питание, решения.

Если вы знаете английский, бесценная информация от создателей Oculus Rift есть в этой статье.

Так сколько всё-таки нужно датчиков?

В комплекте идёт 2 инфракрасных сенсора. В принципе, этого достаточно.

Но если вы в процессе игры отвернётесь, сенсоры могут не увидеть ваших контроллеров, вы потеряете связь с «реальностью». Поэтому производители Oculus Rift рекомендуют ставить третий датчик. Сзади.

Так у большинства людей всё работает хорошо, трекинг не прерывается.

Как правило, больше значит лучше. Комбинация из трёх датчиков не может перекрыть все возможные места нахождения ваших рук. Например, вы отвернулись от всех трёх сенсоров и нагнулись, чтобы подобрать оружие с пола. Особенно если вы ушли в дальний угол, и делаете всё это там. Люди говорят, что в этом случае и с тремя сенсорами могут быть проблемы. Поэтому, раз сенсоры всё равно придётся докупать, почему бы не начать с 4 сенсоров.

Но точно не меньше трёх.

Как крепить сенсоры?

Куда сенсоры должны смотреть, в какой конфигурации находиться — этого я вам пока не скажу. Скажу только, что на стойки ставить сенсоры не очень удобно. Все, плюс здравый смысл, рекомендуют крепить сенсоры на стены. Иногда звучат мнения "чем выше, тем лучше", хотя тут же идёт "но один из сенсоров нужно разместить снизу".

В общем, нам понадобятся крепления на стену. Их продаётся много, вроде таких:

Красивые крепления на стену для сенсоров Oculus Rift

Ещё один вариант креплений на стену для Oculus Rift

Пока я в этом вопросе только теоретик, заказал, но ещё не крепил. Позднее я смогу уже точно сказать, всё ли прошло хорошо с этими креплениями. Интернет говорит, что должно идеально подойти. CCTV camera wall mount типа такого.

А какая видеокарта нужна?

По большому счёту, вам нужна такая видеокарта, которая сможет выдавать 90 fps на разрешении 2160*1200. Дальше зависит уже от игры и настроек качества. Желательно иметь производительность с запасом, категорически не хочется лагов в виртуальной реальности.

Вот такие видеокарты рекомендуют сами производители Oculus:

Такие видеокарты подойдут под большинство игр Oculus Rift

 

Я нашёл такой замечательный сайт, на котором можно наглядно сравнивать производительность видеокарт. Например на данный момент у меня вот такая карта: Radeon HD 4850 с пассивным охлаждением 2008 года выпуска, да, ей уже больше 10 лет. По Relative Performance очень легко понять, какую производительность хотят Oculus.

Для комфортного использования Oculus Rift нужна производительность в 7 раз выше

 

Вот ещё интересное и полезное сравнение.

Производительность топовой 1080 ti в 1.9 раз выше рекомендованной

Производительность топовой GTX 1080 Ti всего в 1.9 раз выше производительности рекомендованной GTX 1060.

Тут же видно, что RTX 2080 совсем немного обгоняет GTX 1080 Ti. Учитывая, что цена на них примерно одинаковая, не вижу большого смысла покупать 1080 Ti. Если же у вас уже 1080 Ti, вы уже в шоколаде :) Ну, максимум можете поменять на 2080 Ti, или несколько видеокарт вставить. А так, у вас уже практически топовая производительность.

Кроме того в пользу 2080 говорит наличие там порта USB Type C под названием VirtualLink. Когда-то в будущем, возможно, системы виртуальной реальности будут просто вставляться в один такой порт, и всё сразу будет работать, не придётся плясать с бубном вокруг освобождения кучи USB 3.0, как сейчас.

Если верить некоторым комментариям, в этот порт на видеокарте уже сейчас можно вставить хаб с выходами USB и HDMI, и туда вставить Oculus Rift, всё будет работать уже сейчас.  Если это так — прикольно! Так и сделаю.

Цена карты RTX 2080 в данный момент $700, на российском рынке около 60000 рублей.

Утяжелители

Есть у меня идея, хорошая или нет — проверю на практике. Если хочется поиграть в Oculus Rift, одеваешь утяжелители на руки и играешь. Чтобы не расслабляться =)

Позднее обязательно напишу отдельно, какие у меня от этого ощущения.

А что там насчёт Большого Брата?

Каждый сенсор — это, по сути, вебкамера. Специализируется на инфракрасном спектре, чёрно-белая, но от этого не менее классная. Стандартными способами в виндоусе она как веб-камера не определится, но если постараться — с неё можно получить изображение.

Пример изображения, полученного с ”сенсора” Oculus Rift

Прикольно?

Не забывайте, что Oculus принадлежит кому? Тем самым мастерам слежки. Кто у нас главные мастера слежки? Если не гугл, то, правильно, фейсбук. Фейсбуку принадлежит окулус.

В данный момент и реверс инжиниринг и официальные представители Oculus подтвердили, что ничего такого не делается, изображения нигде не сохраняются, доступа в сеть у драйверов нет. Но в теории ничто не мешает им, или просто хакерам, получив доступ к вашему компьютеру, видеть всё, что происходит у вас в комнате. С нескольких ракурсов ;)

Если вы заклеиваете веб-камеру на ноутбуке, возможно вы захотите отключать сенсоры Oculus Rift, когда вы не играете.

Обсуждение

avatar

wpDiscuz